» » Нейтральная Беларусь - предательство союзника?

Нейтральная Беларусь - предательство союзника?

Нейтральная Беларусь - предательство союзника?

Не стоит выбирать союзников, заинтересованных лишь в деньгах и положении. Как только они обретут желаемое, союз распадётся. (Чанакья)


Внешнеполитический курс Республики Беларусь никогда не отличался стабильностью и предсказуемостью. Противоречивость заявлений А. Лукашенко на фоне пресловутой «многовекторности» придавала любому прогнозу об очередном маневре Минска на международной арене весьма относительный характер.

Однако есть ряд постоянно повторяющихся факторов в белорусской внешней политике, которые позволяют хотя бы фрагментарно смоделировать основную парадигму белорусского курса в мировой политике хотя бы в ближайшее время.

Прежде всего, логика «выживания» подталкивает белорусское руководство к восприятию внешней политики как сферы легкого и доступного извлечения доходов, т.е. МИД является таким же ведомством, как, к примеру, министерство экономики или торговли. Иными словами, на практике пресловутая белорусская «многовекторность» зачастую оказывается лишь метанием по миру в поисках кредитов и рынков для сбыта продукции белорусских «флагманов».

Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, сейчас Минску обещает кредит только МВФ, что, конечно, ободряет белорусское руководство. Поэтому, в частности, основной задачей визита белорусского президента в Ханой было разрешение проблем с бракованной продукцией белорусского автопрома… Просить денег у вьетнамцев не стали, хотя и намекали на «совместное инвестирование».

Но, безусловно, есть два фактора, которые сейчас определяют белорусскую внешнюю политику процентов на 90% . Естественно, эти факторы тоже связаны с поиском денег.

Во-первых, это уже решенный вопрос о выделении МВФ кредита в 3 млрд. долларов, который Минск, естественно, не хочет потерять в результате каких-либо шагов в сторону России.

Во-вторых, замораживание визовых санкций поставило Минск в состояние малолетнего хулигана, которого обещали снять с учета в детской комнате милиции, но через 4 месяца. Придется выдержать европейский «карантин».

Естественно, что белорусское руководство, почувствовав запах денег, и одновременно, обуреваемое надеждами на дальнейшее развитие западного «вектора», находится в жестко ограниченном внешнеполитическом «коридоре», который не имеет ничего общего с российским вектором. Но признаться в этом у того же А. Лукашенко не хватает политической воли. Вместо этого Минск ищет какие-то аргументы, призванные убедить Кремль, что антироссийская, по сути, внешняя политика белорусского руководства на самом деле выгодна Москве (!) и должна быть профинансирована российским бюджетом (!)… В общем, перед минскими «аналитиками» стоит весьма сложная задача. Но об этом ниже…

Реплика

В принципе, с тем же успехом и в том же формате весьма странной лимитрофной логики Россию можно было бы принуждать оплачивать и майдан 2013-2014 г. в Киеве… Мол, эти ребята на Майдане скачут исключительно в интересах Москвы.

Естественно, на выработку внешнеполитического курса республики влияют еще целый ряд различных по значимости факторов, которые, в зависимости от складывающейся ситуации внутри республики и на её внешних рубежах могут очень быстро изменять своё место в иерархии приоритетов группы белорусских ведомств и самого белорусского президента, занятых формированием внешней политики. Но стоит помнить, что о вопрос кредита и диалога с Западом для Минска остаются основными. Нет сомнений, что на неумолимо приближающейся встрече А. Лукашенко с В. Путиным, глава белорусского государства использует эти два фактора в качестве шантажа российского «союзника».

При этом не стоит забывать, что сейчас можно с полной уверенностью говорить о политической и экономической поддержке Западом правящего в Беларуси политического режима. В настоящее время это уже стало доказанным фактом, что, естественно, будет отмечено и на саммите в Москве… Кремль вполне может сэкономить на А. Лукашенко.

С учетом того, что Россия остается в стадии жесткого противостояния с Западом, официальному Минску, если он намерен и далее позиционировать себя в качестве союзника России, придется 14-15 декабря как-то объяснить в Москве свои извилистые маневры на мировой политической арене. Надо признать, что Кремль раздражают ехидные комментарии глав государств Европы о российском «союзнике»…

В данном случае стоит сразу отметить, что традиционные сетования А. Лукашенко насчет того, «а что мне оставалось делать, вы же кредит не даете», не пройдут. Россия ведет реальную и тяжелую войну со всеми вытекающими последствиями для т.н. «союзников», которые третье десятилетие активно потребляли её ресурсы, упиваясь при этом своей «значимостью» и «востребованностью». Минску требуется серьезное обоснование своего «суверенного» внешнеполитического курса, оплаченного уже не с привычной московской «казны», а из заокеанской «копилки».

Дилемма неразрешима?

Стоит сразу отметить, что разница между реальными шагами официального Минска на мировой арене и пропагандистским «оформлением» белорусской внешней политики огромно, а диапазон внешнеполитических форматов вполне лимитрофный: от жарких заявлений о союзничестве с Россией, гордости за независимый и суверенный, а также «многовекторный» внешнеполитический курс до намеков о нейтральном статусе Беларуси. В осенне-зимний политический сезон 2015 года белорусское руководство с момента отказа от размещения российской авиабазы на территории республики и замораживания Евросоюзом санкций против белорусской элиты неуклонно дрейфовало в нейтральное внешнеполитическое «болото», стремясь любыми путями решить две прямо противоположные задачи:

- уклониться от выполнения союзнического долга, не допустить российского авиационного десанта под Бобруйск, не дать себя «втянуть» в войну против мирового терроризма и извлечь максимальные выгоды из российско-турецкого кризиса. Стоит напомнить, что в Беларуси войну России в Сирии едва ли неоткрыто считают «авантюрой», как, впрочем, и все активные действия Москвы на международной арене;

- несмотря на то, что практически во всех конфликтах, в которых участвует Россия, Минск традиционно оказывается на стороне противников Москвы, перед белорусским руководством стоит задача сохранить при этом статус «единственного союзника» России со всеми вытекающими из этого статуса дотациями и преференциями.

Реплика

А то как-то уже неудобно: как кредит и нефтепродукты просить, так «союзней» Минск просто не существует, а как война и локоть союзника весьма полезен, так «союзник» мгновенно оказывается «нейтралом»…

Белорусское экспертное сообщество в последнее время как раз и занято формированием целого набора аргументов, призванных как-то обосновать сохранение за Беларусью статуса «союзника», что, надо признаться, является почти неподъемной задачей, так как они не просто противоположны, как уже отмечалось выше, но и самоубийственны. Их можно решить к выгоде Минска только в ситуации, когда Москва демонстративно и публично закроет глаза на политику А. Лукашенко в рамках российско-турецкого кризиса. А если нет? Ведь и Кремлю нужна как-то объясниться с российским политическим классом и обществом насчет «союзной» политики. Необходимо напомнить, что Москва два десятка лет дотировала и помогала Украине, пока не получила в её лице лютого врага.

Белорусский акцент российско-турецкого кризиса

Забегая вперед, необходимо отметить, что уклониться от конфликта на юге Минску все-таки не удалось, но Москва в данном случае официально ничего от белорусских властей и не требовала… Кремль и российский Белый Дом словно забыли о «союзнике». Ни слова…

Дело в том, что немалую роль в активизации белорусских властей на турецком «векторе» сыграла привычка Минска к международному мародерству, которая и вытянула А. Лукашенко из «кустов». Белорусское руководство не могло отказаться от искушения «погреть ручки» на «костре» сирийской войны и противостоянии Москвы и Анкары…

В основе протурецкого «маневра» Минска лежит ставшая уже традиционной уверенность белорусских властей, что Москва, войдя в сирийскую войну, обязательно её проиграет. Причем, в понимании белорусского руководства, Россия не просто проиграет схватку с ДАИШ, но тут же начнет «разваливаться» как политический режим, так и само российское государство, не говоря уже о В. Путине. Именно о российском президенте и не только об этом говорил А. Лукашенко с Р. Эрдоганом 11 декабря в Ашхабаде…

Но до президента Турции был еще визит в Минск президента Азербайджана. Стоит напомнить, что в закавказской суверенной республике еще в сентябре весьма негативно оценили вмешательство России в сирийскую войну. При этом бакинские СМИ сознательно игнорировали тот факт, что основная цель российских ВКС является все-таки ДАИШ. На этом фоне не было неожиданностью то, что официальный Баку в российско-турецком конфликте занял сторону Анкары. Именно в протурецком формате и проходили белорусско-азербайджанские переговоры, которые в перспективе и обеспечили встречу президента РБ с лидером Турции в туркменской столице.

Что ищет А. Лукашенко в российско-турецком кризисе? Белорусский президент остается исключительно практичным человеком, хотя выдержать вроде вполне продуманный курс ему очень сложно. Проблема в том, что с одной стороны белорусский президент любит использовать простые решения, а с другой стороны особый интерес у А. Лукашенко вызывает возможность «убить двух зайцев» одним «выстрелом». Но это не всегда получается, чаще «промахивается»…

Иными словами, сложные политические многоходовки официальному Минску даются сложно. Белорусская сторона действительно может долго (годами, а то и десятилетиями) сидеть в засаде, чтобы нанести, как ей кажется, сокрушимый политический «удар», но зачастую ошибочное понимание собственной значимости и авторитета в мировой и региональной политике, а также отсутствие значительных ресурсов приводит к тому, что такого рода «удар» только демаскирует и даже разоблачает его инициатора.

Изменим вопрос: что хочет А. Лукашенко от российско-турецкого кризиса в рамках предстоящего российско-белорусского саммита? Многое… тут надо, как говориться, следить за руками.

Минску от Москвы нужно: кредит в 3 млрд., новая формула цены за нефть, военные технологии, новейшие самолеты, отказ от размещения авиабазы и т.д. и т.п.

Чтобы это все получить, А. Лукашенко должен «занести» в Кремль некий политический «подарок». Видимо, белорусский президент уверен, что предлагая Кремлю свой статус «нейтрального посредника», уже получившего, судя по всему, мандат на переговоры со стороны Р. Эрдогана, В. Путин будет не только полностью удовлетворен, но и с радостью «отблагодарит» А. Лукашенко.

В данный сценарий полностью вписывается речь А. Лукашенко на международной конференции «Политика нейтралитета: международное сотрудничество во имя мира, безопасности и развития», проходившей в Ашхабаде. В ходе своего выступления белорусский президент сделал два знаковых заявления:

Во-первых, белорусский президент призвал помириться «нашу Россию и дружественную нам Турцию».

Во-вторых, А. Лукашенко считает, что «По сути наша многовекторность во внешней политике сродни туркменскому нейтралитету». (http://www.sb.by/politika/news/aleksandra-lukashenko-vystupil-na-na-mezh...)

Как говорится, слово не воробей… Но все-таки, иногда А. Лукашенко поражает своей неадекватностью. Стоит вдуматься в его предложения. Во-первых, он предлагает России помириться с «дружественной» Минску Турцией. Иными словами Москва должна вернуться к дружбе со страной, которая официально объявлена пособником мирового терроризма, прежде всего ДАИШ, развлекающегося массовыми казнями и террактами в Европе. Помириться с теми, кто поддерживает террористов, подложивших бомбу в российский пассажирский самолет, кто сбил российский бомбардировщик и чьи подопечные расстреливали летчика и морского пехотинца. Уже погибли сотни россиян, а «добренький» А. Лукашенко фактически России предлагает простить эту банду во главе с Р. Эрдоганом? Иными словами, «что там этих русских жалеть», как сказали на форуме одного раскрученного белорусского псевдо оппозиционного сайта.

Во-вторых, почему-то белорусское руководство и обслуживающее его экспертное сообщество уверены, что некий посреднический статус А. Лукашенко очень выгоден Москве? И мол, Москва такая тупоголовая, что, не понимая своего счастья и разместив на белорусской территории авиационную базу, нарушит столь выгодный ей же «нейтралитет» Беларуси (как пишут в Минске «пропадет уникальная переговорная площадка»).

На самом деле, настойчивое желание Кремля разместить на территории партнера по ОДКБ своей базы как раз и свидетельствует о том, что никакой особой роли Минска в качестве посредника в украинском кризисе Москва не видит. Кремль прекрасно знает истинную цену этом переговорному бахвальству.

Тут необходимо кое-что объяснить. Прежде всего, вновь возникшая идея «нейтральной Беларуси» пока мертва. Нейтральная страна должна быть по умолчанию экономически самодостаточной и не жить от кредита до кредита, а самой быть кредитором и поставщиком технологий (Швеция, Швейцария). Кроме того, стоит помнить, что в современном мире реальнго нейтральных стран не существует в принципе. Примеров этому масса (снятие тайны вкладов, выдача США функционеров ФИФА – Швейцария, сотрудничество Швеции с НАТО и т.д.)

Беларусь, между тем, остается одной из самых зависимых стран на планете. Это, видимо, необходимо кое-кому в Минске периодически напоминать. Кроме того, стоит опять-таки напомнить, что в рамках февральского саммита 2015 г. в Минске основными переговорщиками были В. Путин и А. Меркель. На вторых ролях были президенты Франции и Украины. Место белорусского президента было у буфета. Учитывая общий объем дотаций и преференций, которая получает Минск от Москвы, придется признать, что «минский буфет» стоит миллиарды долларов…

Неужели 14-15 декабря А. Лукашенко будет предлагать В. Путину оплачивать Беларусь уже не в качестве союзника, а в формате некого «нейтрала»? Зная фантастические аппетиты белорусского президента, невольно поежишься…

А. Суздальцев, Москва, КОНТ


.





Просмотров: 198; Комментариев: 0; Дата публикации: 30-08-2018, 18:25

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями: Не согласны или есть что добавить? - Напишите свой комментарий!

Возможно заинтересует:

А.Лукашенко: Беларуси ни одна страна не заменит Россию

КИЕВ. 30 декабря. УНН. Беларусь будет стремиться к нормализации отношений с Западом на условиях

Белоруссия всегда подставит плечо России - Лукашенко

Риторика президента Белоруссии Александра Лукашенко вновь окрасилась в цвета российского флага

Лукашенко: Крым - это Украина

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что Крым является украинским.

Дмитрий Тымчук: Мы воспринимаем Лукашенко как союзника Москвы

В Беларуси продолжают находиться российские войска. Так считает руководитель центра

Лукашенко предлагает Украине своих миротворцев

Президент Беларуси Александр Лукашенко не исключил участия белорусских войск в качестве

Лукашенко получил от Москвы 2 млрд долларов

Россия предоставит Беларуси кредит в 2 млрд долл. в 2014 г. Об этом объявил Президент России