» » Продавцы чуда: почём нынче Эрхард и Ли Куан Ю?

Продавцы чуда: почём нынче Эрхард и Ли Куан Ю?

Продавцы чуда: почём нынче Эрхард и Ли Куан Ю?


В трудные времена у людей возрастает потребность в чуде. Когда дела идут нормально, человек и так чувствует себя кузнецом собственного счастья, а стоит нарваться на неприятности, и уже кажется, что без чуда не обойтись.



Не мудрено, что с лета прошлого года участились разговоры об «экономическом чуде», которое потребно нашей стране. Конечный результат желанного чуда очевиден: уровень жизни соотечественников должен подняться до стандартов развитых стран, что есть, по сути, реинкарнация ёмкого хрущёвского лозунга «Догнать и перегнать Америку!». Закавыка возникает с рецептом волшебства — какой же уникальный комплекс реформ, подобно философскому камню, позволит превратить российский суглинок в золото?



Идея чудесного преображения страны благодаря гению экономического гроссмейстера, способного предложить нужную реформу, не нова. В пору моей студенческой юности у всех на устах было имя Людвига Эрхарда, поднявшего из руин побеждённую Германию (точнее, её западную часть — ФРГ).



Сегодня ещё чаще, чем папашу немецкой реставрации, вспоминают отца «сингапурского чуда» Ли Куан Ю. Не только желторотая молодёжь, обдумывающая «делать жизнь с кого», но и седовласые почтенные мужи не устают грезить вслух: «Где бы нам найти российского Эрхарда? Как отыскать отечественного Ли Куан Ю?»



Похоже, они и впрямь живут уверенностью, что когда явится наш Эрхард или наш Ли Куан Ю (персональный или коллективный) и предложит точный рецепт «исцеления», то душевой ВВП в РФ буквально за пару десятилетий если не обгонит душевой ВВП США, то хотя бы жарко дыхнёт ему в затылок.



Однако стоит задуматься: имеет ли право на существование вера в чудодейственный рецепт экономического роста? Насколько волшебное действие произвели на экономику Германии усилия Эрхарда, а на экономику Сингапура — решения Ли Куан Ю? Имеют ли эти рецепты достаточно универсальный характер, чтобы применять их в России и других славянских государствах?



Ещё на студенческой скамье меня мучил скепсис: а что такого чудесного совершилось в германской экономике при Эрхарде? Была укрощена инфляция? Но позвольте, инфляция автоматически снижается во всех перешедших к мирной жизни государствах. Более или менее успешно с этой задачей справилась почти вся послевоенная Европа. В СССР так и вовсе имела место дефляция (помните Высоцкого: «было время — и цены снижали!»).



Нельзя назвать чудом и расцвет немецкой промышленности в 50-е годы. Как была Германия самой развитой экономикой Европы до Первой Мировой войны, как удерживала этот статус накануне Второй Мировой, так и после военных передряг восстановила привычный статус-кво.



То есть речь надо вести о закономерности, а не о чуде. Людвиг Эрхард был, бесспорно, грамотный дядька, но никакого чуда он не обещал и не планировал. Пока Эрхард спорил с Аденауэром о пропорциях либерализма и протекционизма, немецкая экономика просто выросла в свою естественную величину.



По сравнению с ФРГ, пример Сингапура больше похож на чудо. Колониальный азиатский городок за полвека превратился в богатейший мировой мегаполис, уровню жизни которого могут позавидовать жители многих европейских столиц. Однако не будем спешить с выводами.



Как говорил один из моих учителей: «Чудо — это неповторимый эксперимент». Я с ним полностью согласен. Экономическое чудо — это такое событие, которое позволило нации выделиться на общем фоне, перерасти на голову аналогичные страны. Чудо — это то, что случилось только там и только с ними, а другим, что называется, и не снилось.



Конечно, если Вы приедете в Сингапур из Камбоджи, метаморфоза и впрямь покажется волшебной. Но давайте не будем путать чудо с фокусом: очень многие фокусы строятся на зрительных контрастах. Проанализируем ситуацию во всей полноте.



Ли Куан Ю возглавлял Сингапур больше трёх десятилетий. С точки зрения экономического роста, самым успешным стало последнее десятилетие, с 1980 по 1990 годы, когда душевой ВВП увеличился более чем в два раза, а точнее — составил 251%.



«Ух ты! — воскликнет удивлённый читатель. — Ну чем не чудо? Нам и впрямь не снились такие темпы!» Это правда, в русской истории не было практически ни одного десятилетия, когда душевой ВВП увеличивался более чем в два раза (есть единственное исключение, о котором мы поговорим позже). И в европейской истории такая скорость развития тоже большая редкость.



С точки зрения рафинированного теоретика, аргументы в пользу «сингапурского чуда» весьма убедительны. Но теория и практика — вещи разные. Попробуй кто-нибудь рассказать моему деду, как выращивать в Витебской области виноград, ссылаясь на успехи итальянских, чилийских или греческих агрономов, он на подобную замануху никогда бы не поддался.



Крестьянское здравомыслие заставило бы прежде поинтересоваться, как плодоносит лоза в Смоленске, в Резекне или в Вильне. Попробуем и мы сравнить «сингапурское чудо» не с опытом далёкой от Малайского полуострова Европы, а с практикой аналогичных стран.



Так вот, по итогам девятого десятилетия ХХ века, которое для Сингапура оказалось рекордно успешным, уровень жизни в Малайзии к 1980 году составил 205%, в Индонезии — 211%, во Вьетнаме — 219%, в Японии — 223%, в Гонконге — 254%, в Таиланде — 266%, на Тайване — 275% и в материковом Китае — целых 316%!



Получается, что, на фоне могучего роста всего Дальневосточного региона, показатели Сингапура под мудрым руководством экономического гения, кембриджского дипломанта Ли Куан Ю выглядят совсем не чудесными, а совершенно обычными, можно сказать — среднестатистическими. Даже непонятно, почему именно его фигура оказалась в центре внимания, затмив творцов гонконгских, тайваньских или таиландских «чудес». Чего здесь больше: признания реальных хозяйственных заслуг господина Ли или пиара британской экономической школы?



Но самые удивительные темпы в изучаемое нами десятилетие ХХ века продемонстрировала Южная Корея, завершившая восьмидесятые годы с результатом 338 процентов! Примечательно, что этот великолепный скачок в общественном мнении выглядит абсолютным «сиротинушкой», то есть отец корейского чуда нигде не пропагандируется.



Наверное, потому, что единственный претендент на «отцовство» в данном случае — путчист и диктатор Чон Ду Хван, начавший свою карьеру жестоким подавлением студенческих майданов в Сеуле и в Кванджу, а завершивший — пожизненным заключением по обвинению в коррупции. Очевидно, что из такой личности сотворить либеральную икону никак невозможно, а посему «папа Чон» негласным судом экономической элиты был лишён «родительских прав».



(продолжение следует)



Иван ТАЛЯРОНОК



Просмотров: 106; Комментариев: 0; Дата публикации: 9-08-2016, 09:04

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями: Не согласны или есть что добавить? - Напишите свой комментарий!

Возможно заинтересует:

Витамин B17: найдено чудодейственное лекарство от рака?

Амигдалин – витамин B17 – не является витамином в привычном смысле этого слова. Он

В Сингапуре тысячи граждан вышли проводить в последний путь «отца нации», с ...

Проливной дождь не помешал тысячам сингапурцев проводить похоронную процессию с телом первого

Показательная математика: сколько гривен давали за 10 руб в 1998 и 2014

Многолетний рост цен на нефть создал в России иллюзию свершившегося экономического чуда. Но было

Чуда не случилось. Суд решил Пояркова прав на полгода

Печерский районный суд Киева лишил участника "Автомайдана" Сергея Пояркова права управлять