» » Главное объединение строителей в стране

Главное объединение строителей в стране

Стандарты саморегулируемых организаций, принятые и применяемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, являются законным способом установления требований к правилам проведения работ, методам контроля над их проведением и результатами.

Система стандартизации НОСТРОЙ

В соответствии со статьей 55.1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов, предусмот-ренных статьей 55.5 ГрК РФ (в том числе стандартов СРО), а также контроль над соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов. При этом согласно ст. 55.5 ГрК РФ саморегулируемая организация вправе разработать стандарты, устанавливающие, в соответствии с законодательством о техническом регулировании, правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, системе контроля над выполнением таких работ. В статье 13 ФЗ «О техническом регулировании» к документам в области стандартизации относятся также стандарты организации.

Саморегулируемая организация осуществляет контроль над деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов саморегулируемых организаций (статья 55.13 ГрК РФ). Кроме того, в соответствии со статьей 55.5 ГрК РФ, СРО обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований стандартов СРО. Предлагаем изучить перечень специалистов нострой

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» трактует эти положения еще жестче: в части 3 статьи 3 закона говорится о том, что к числу требований, которым должна соответствовать СРО, относится «наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации».

Созданная в 2010 году в соответствии с утвержденными II Съездом НОСТРОЙ приоритетными направлениями работ, Система стандартизации НОСТРОЙ должна обес-печить входящим в Объединение СРО возможность устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования по выполнению работ в области строительства, по методам контроля их проведения и их результатов.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 24 ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО могут передать своей ассоциации (союзу) права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, что и было проведено решением Съезда НОСТРОЙ.

Основной приоритет при разработке стандартов — обеспечение нормативной базы выполнения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуски на право проведения работ. По состоянию на 24.06.2013 г. советом НОСТРОЙ утверждены и рекомендованы СРО для применения 123 стандарта (рекомендации) НОСТРОЙ, более 70 стандартов находятся в разработке. Утвержденные стандарты и проекты стандартов размещены на сайте НОСТРОЙ: nostroy.ru.

Стандарты НОСТРОЙ широко используются при разработке вопросов-ответов для тестов Единой системы аттес-тации (ЕСА) руководителей и специалистов строительного комплекса. В настоящее время в базе ЕСА 16 500 вопросов-ответов.

В целях всесторонней оценки разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ согласовывает их со всеми заинтересованными структурами, в том числе, при необходимости, с национальными объединениями проектировщиков и изыс-кателей, органами власти (включая органы госконтроля и надзора), с крупнейшими заказчиками и потребителями (госкомпании, крупные холдинги и т. д.).

Экспертиза стандартов проходит в профильных технических комитетах (ТК) по стандартизации: ТК 465 «Строительство», ТК 209 «Лифты», ТК 418 «Дорожное хозяйство», ТК 364 «Сварка», ТК 322 «Атомная техника», ТК 289 «Краны грузоподъемные» и др.

Далее каждое СРО может утвердить такие стандарты на общем собрании своих членов в соответствии со статьями 55.5 и 55.10 ГрК РФ. При этом стандарты НОСТРОЙ, принятые СРО в качестве собственных документов, становятся обязательными для соблюдения строительными компаниями-членами СРО и будут применяться ими при проведении контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными ими допусками.

В настоящее время 154 СРО, членов НОСТРОЙ, по всем десяти федеральным округам (60% от общего числа СРО), объединяющих более 65 тысяч строительных компаний, приняли на общих собраниях стандарты НОСТРОЙ или запланировали их рассмотрение и принятие. Необходимо отметить, что СРО приняли собственные стандарты методом прямого применения стандартов НОСТРОЙ.

Роль стандартов НОСТРОЙ в обеспечении безопасности строительства

Условия договора строительного подряда регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. 740–757) и Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ).

ГрК РФ применительно к строительству зданий и сооружений использует понятие «проектная документация» как разновидность технической документации. В свою очередь требования безопасности, которые должна обеспечивать техническая документация, устанавливает законодательство о техническом регулировании. Для зданий и сооружений это Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ).

В ч. 7 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что Росстандарт утверждает перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых обес-печивается соблюдение требований регламента. Статья 13 этого же закона к указанным документам в области стандартизации относит стандарты организации. Кроме того, в ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный перечень, «не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение… стандартов организаций… для оценки соответствия требований технических регламентов». При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 384-ФЗ, государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации является одной из форм оценки соответствия зданий и сооружений. Таким образом, стандарты организаций могут применяться при проведении государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании», проект стандарта организации может направляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта и готовит заключение. Все стандарты НОСТРОЙ проходят экспертизу в профильных технических комитетах по стандартизации (ТК) и имеют свидетельства о регистрации стандарта организации в технических комитетах и, большая их часть, в ТК 465 «Строительство».

Если технические требования к выполнению строительных работ отсутствуют в проектной документации, они могут быть установлены в договоре строительного подряда — либо непосредственно, либо путем отсылки к документам в области стандартизации, содержащим описание требований к выполнению таких работ. При этом так называемые «третьи части» СНиПов на правила производства работ относятся к категории производственно-отраслевых документов и морально устарели. В соответствии с Постановлением Госстроя России № 18-38 от 17.05.1994 г., СНиПы на правила производства работ выведены из состава нормативных технических документов в строительстве (СНиП 10-01-94). Решить эту проблему должны стандарты СРО, разрабатываемые в соответствии со статьей 55.5 ГрК РФ на правила выполнения строительных работ и методы контроля над их выполнением и их результатами. Стандарты направлены на развитие требований федеральных документов (СНиП и ГОСТ) с учетом положений международных, европейских и зарубежных стандартов.

Следует также обратить внимание на то, что положения ГрК РФ о договоре строительного подряда и Федерального закона № 94-ФЗ о конкурсной документации на право заключения договора строительного подряда не предусмат-ривают преимущества национальных стандартов и сводов правил перед стандартами организаций. В соответствии с ч. 4 ст. 16.1 ФЗ «О техническом регулировании», неприменение таких стандартов и (или) сводов правил «не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение… стандартов организаций… для оценки соответствия требованиям технических регламентов». Наличие в условиях договора строительного подряда и условиях конкурса на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе стандартов организации, полностью соответствует законодательству РФ.

Применение стандартов СРО на правила производства работ и методы контроля в качестве ссылочных документов при формировании раздела 6 Проекта организации строительства (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию») позволит на современном уровне установить требования к технологической последовательности работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов, к обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также оборудования, конструкций и материалов, поставляемых на площадку и монтируемых на объекте. Если нужна мчс пожарная лицензия, загляните на сайт http://comgrt.com/

В практике деятельности федеральных органов исполнительной власти также применяются ссылки на стандарты организаций. Например, в документе ОДМ 218.1.001-2010 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства», утвержденном Распоряжением руководителя Федерального дорожного агентства № 384-р от 9 июня 2010 г., установлено (п. 5.6): «...в случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт)».

Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает нормирование требований в сфере закупок (ст. 19), достаточных для обеспечения деятельности заказчиков. При этом при составлении описания объекта закупок (статья 33) заказчик должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом, в соответствии с указанным законодательством, могут применяться как национальные стандарты, так и стандарты организаций, которые входят, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании», в состав документов в области стандартизации.

Порядок проведения проверок

Одной из насущных проблем на строительных объектах является проведение проверок в рамках строительного надзора, при которых зачастую используются ведомственные нормативные документы, которые не прошли соответствующую регистрацию в Минюсте России в качестве нормативных правовых актов. Стандарты СРО, принятые и применяемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, являются законным способом установления требований к правилам проведения работ и методам контроля над их проведением и результатами.

При этом, в соответствии с изменениями в Федеральном законе «О техническом регулировании», принятыми Федеральным законом № 255-ФЗ от 21 июля 2011 года, допускается применение стандарта организации для соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ч. 4 ст. 16.1).
Подтверждая статус и актуальность стандартов НОСТРОЙ при проведении работ по государственному строительному надзору, Ростехнадзор направил в свои территориальные органы соответствующее письмо (исх. № 00-02-05/2054 от 14.08.2012 г.) с приложением перечня стандартов НОСТРОЙ и рекомендациями по их учету при проведении меропри-ятий по государственному строительному надзору.

Госстройнадзор осуществляет проверку соблюдения требований технических регламентов и проектной документации. При этом наличие ссылок на стандарты СРО в проекте организации строительства (ПОС является составной частью проектной документации) позволяет проводить проверки на соответствие единых стандартов, разработанных с привлечением строительного сообщества и принятых СРО.

В целях реализации «Приоритетных направлений деятельности Национального объединения строителей на 2012–2013 годы» и в соответствии с требованиями ст. 55.13 ГрК РФ разработан и утвержден советом НОСТРОЙ «Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований стандартов СРО членами саморегулируемой организации», который является приложением к утвержденным унифицированным Правилам контроля в области саморегулирования. «Порядок...» является рекомендательным документом для СРО по выбору оптимальной схемы планирования, организации и проведения проверок соблюдения стандартов СРО как собственными силами, так и с привлечением компетентных организаций и экспертов. Он позволяет учесть все имеющиеся у члена СРО подтверждающие документы (акты, заключения строительного контроля и Госстройнадзора, сертификаты соответствия на выполняемые работы) и исключить дублирование проверок.

Разработка совместных стандартов

В соответствии с утвержденными советом НОСТРОЙ (29.09.2010 г.) основополагающими стандартами — СТО НОСТРОЙ 1.0-2010 «Система стандартизации НОСТРОЙ. Основные положения» и СТО НОСТРОЙ 1.1-2010 «Система стандартизации НОСТРОЙ. Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены», предусмотрена возможность разработки совместных стандартов национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей.

По определению (п. 3.8 СТО НОСТРОЙ 1.0-2010), Совместный стандарт национальных объединений (СТО ССНО) — это «документ системы стандартизации, разработанный на основе соглашения, заключаемого между национальными объединениями, и утвержденный руководящими органами НОСТРОЙ и других (другого) национальных объединений».
Учитывая, что требования к правилам производства строительных работ неразрывно связаны с требованиями по устройству и проектированию строительных конструкций, а также увязаны с проводимыми инженерными изысканиями, между национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей в июне 2013 года заключены соглашения о сотрудничестве в области разработки и применения совместных стандартов. Соглашения предусматривают совместное определение направлений (программ) разработки совместных стандартов, создание совместных рабочих групп (экспертных советов) по разработке и экспертизе стандартов, определение порядка разработки, внесения изменений и прекращения действия совместных стандартов, а также взаимодействие при разработке правил и методов контроля над соблюдением требований стандартов.

Необходимо отметить, что данные соглашения уже реализуются: 10 стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ проходят экспертизу в Национальном объединении проектировщиков (НОП), 15 стандартов и рекомендаций уже разрабатываются в качестве совместных документов НОСТРОЙ и НОП.

Применение стандартов НОСТРОЙ заказчиками

В соответствии с Приоритетными направлениями деятельности НОСТРОЙ на 2012–2013 годы, проводится комплекс мероприятий по обеспечению применения стандартов НОСТРОЙ при организации государственных закупок и проведении строительного контроля и надзора.

По инициативе руководства НОСТРОЙ и ряда СРО:
- подписаны соглашения о сотрудничестве, в том числе о совместной разработке и применении стандартов НОСТРОЙ, с федеральным агентством Росавтодор, ОАО РЖД, госкомпанией «Автодор», готовятся к подписанию аналогичные соглашения с ОАО «РусГидро», ГК «Росатом» и др. организациями;
- подписаны соглашения о сотрудничестве с руководством 18-ти субъектов РФ, в частности: соглашение и утвержденный план-график правительства Москвы предусматривают разработку порядка интеграции стандартов некоммерческих и саморегулируемых организаций и их объединений в городское строительство и их официального признания для использования на объектах городского заказа;
- подписано соглашение, которое предусматривает вза-имодействие и сотрудничество при разработке нормативно-технической документации в области градостроительства и по применению стандартов НОСТРОЙ в виде региональных методических документов в строительстве (РМД) Санкт-Петербурга;
- принято решение коллегии Министерства строительства Сахалинской области от 11.12.2011 г. о применении стандартов НОСТРОЙ при проведении строительного контроля;
- готовится подписание соглашений о сотрудничестве с 15-ю субъектами РФ.

В целях применения апробированных решений субъекта РФ по разработке и применению региональных методических документов по строительству (РМД) НОСТРОЙ разработал на основе пакета документов, применяемых с 2008 года правительством Санкт-Петербурга, «Методические рекомендации по разработке и применению РМД».



Просмотров: 681; Комментариев: 0; Дата публикации: 27-11-2018, 16:32

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями: Не согласны или есть что добавить? - Напишите свой комментарий!

Возможно заинтересует:

На складах воинской части в Донецке продолжают взрываться боеприпасы (видео ...

На территории воинской части в Донецке уже несколько часов взрываются склады с боеприпасами,

Каркасные дома давно завоевали популярность

Каркасные дома на территории России стали востребованы относительно недавно, давайте разберем

Надежность шин

Сегодня вечером, 3 мая, в Луганске около ворот воинской части № 3035 (улица Щаденко) местные

Во Львове горят казармы на территории военной части "Беркута"

Во Львове на ул. Трускавецкой-Троллейбусной в результате взрыва загорелись казармы на территории

Во Львове горят склады с боеприпасами: гремят взрывы

Во Львове и дальше горит военная часть внутренних войск на улице Стрыйской-Рубчака.

На Грушевского огонь от горящих автошин перекинулся на дом - МВД

На улице Грушевского протестующие продолжают поджигать автомобильные покрышки, в результате чего