» » Спасет ли «Свободная сирийская армия» Израиль от ИГИЛ?

Спасет ли «Свободная сирийская армия» Израиль от ИГИЛ?

Спасет ли «Свободная сирийская армия» Израиль от ИГИЛ?


В 2013 году стало окончательно ясно, что зарубежным противникам власти Башара Асада не удастся представить происходящее в Сирии как гражданскую войну.



Не увенчалась успехом попытка объединить формирования исламистов, разнообразные бандгруппы и местные отряды самообороны в так называемую «Сирийскую свободную армию».



На первый план стали выходить откровенные террористы и головорезы из «Джебхат ан-Нусры» и «Исламского государства»*.



Основным поставщиком пушечного мяса для антиасадовских сил стали жители суннитских районов, как члены НВФ, так и принудительно мобилизованные. А также интернационал наемников, прибывающий в Сирию по линии международного ваххабизма.



В провинциях Идлиб, Алеппо (Халеб), Хама, Хомс и Дамаск смешанные формирования сепаратистов-исламистов типа «Ахрар аш-Шам», «Джейш уль-Фатх» и «Джейш уль-Ислам» в той или иной степени попали под контроль «Аль-Каиды». Северо-восток страны — провинции Эль-Хасака, Дейр эз-Зор и Ракка — попали под интервенцию «Исламского государства» с территории Ирака.



Что касается юга страны, то есть провинций Сувейда, Дераа и Кунейтра, то здесь сложилась особая ситуация. Заинтересованной стороной, помимо местных элит и радикалов, оказался Израиль.



Как известно, с 1967 года Израиль оккупирует Голанские высоты, и граница этой оккупированной зоны проходит буквально в паре километров от предместий города Эль-Кунейтра, центра одноименной провинции. Голанские высоты имеют для Израиля стратегическое значение. Контроль над ними позволяет защищать Иерусалим, а также обеспечивает большую часть потребностей Израиля в водных ресурсах. Что для Ближнего Востока немаловажно.



В то же время Сирийская Арабская Республика из-за утери Голанских высот открыта для наземного вторжения с этой стороны и, опять же, лишена важных и для неё источников водоснабжения. При этом в оккупированной зоне с двадцатью тысячами израильских поселенцев соседствуют тридцать тысяч формально сирийских граждан — арабов, друзов, черкесов.



Чтобы предотвращать попытки решать эту коллизию военным путем, на Голанах до последнего времени находился контингент миротворцев и наблюдателей ООН.



Однако с началом активных боевых действий в регионе ООНовский контингент был отсюда без лишнего шума выведен. Этому поспособствовали и несколько акций устрашения со стороны местных «исламистов». В результате Израиль получил возможность прямо вмешиваться в конфликт на территории Сирии в своих интересах.



Ещё в 2012 году отдельные представители «сирийской оппозиции» и «Сирийской свободной армии» озвучивали через СМИ свою готовность заключить с Израилем мирное соглашение. Это означало по сути готовность «подарить» израильтянам Голанские высоты.



Ассоциироваться с подобными заявлениями многие сирийские противники Асада, как светские, так и радикалы, конечно, не захотели. Поэтому в 2012–2013 годах, в период существования «Сирийской свободной армии» как сколько-то реальной в масштабах страны «зонтичной» структуры для различных антиправительственных формирований, поддержка Израилем антиасадовских сил была не так очевидна.



Однако всем было ясно, что Израиль в сохранении власти Асада не заинтересован. Дело при этом не только в статусе Голанских высот. Как известно, Израиль заинтересован в развитии энерготранспортной инфраструктуры с хабом на ливанском побережье и ветками в сам Израиль и сирийскую Латакию. Это позволит иметь баснословные прибыли с поставок в Европу газа, как собственно израильского, так и из монархий Аравийского полуострова.



Отсюда удивительный для непосвященных союз Израиля с аравийскими шейхами в войне против Йемена (в обмен на военно-техническую поддержку, кстати, шейхи сдали на расправу израильтянам «ХАМАС»). А также стремление Израиля установить благоприятный для себя порядок на территориях Ливана и Сирии, вплоть до их расчленения. С попутным изгнанием с этих территорий в Европу многочисленных палестинских общин.



Отсюда и периодические удары израильской авиации по военным объектам на территории Сирии и наступающим на юге правительственным войскам.



Но в целом, после того как взять Дамаск силами аморфной «Сирийской свободной армии» не удалось и карт-бланш на оккупацию Сирии получили «Аль-Каида» и «Исламское государство», Израилю пришлось явственнее обозначить своих партнеров в сирийском конфликте.



В районе Эль-Кунейтры была сформирована та единственная «Сирийская свободная армия», которая в Сирии таковой может называться хотя бы формально. Включенные в неё отряды и группы боевиков имеют собственные наименования, под которыми и фигурируют в случае своего перемещения в другие районы.



Там они нередко оказываются союзниками «Аль-Каиды». Как, в частности, «Революционные батальоны Хаурана» (1), чей командир «Абу Абдрахман» был недавно убит в составе «Джебхат ан-Нусры» под Алеппо. Такими «миграциями» отчасти объясняется наличие у радикальных боевиков оружия и специального оборудования израильского происхождения.



Однако в зоне прямого интереса Израиля сборная различных антиправительственных группировок в целом действительно именуется «Сирийской свободной армией». В отличие от других районов страны, где головорезы из «Ахрар аш-Шам», «Джейш уль-Ислам» или «Джебхат ан-Нусры» могут носить с собой шевроны ССА и показывать их при случае западным журналистам.



Непосредственное оперативное управление отрядами «Сирийской свободной армии» в районе Кунейтры, как принято считать, осуществляют бывшие офицеры сирийской армии. Впрочем, учитывая довольно большое количество израильских арабов в рядах антиправительственных формирований на юге Сирии, вполне можно предположить, что и командирами тут могут быть те, кто военной подготовкой обязан правительству Израиля, а не Сирии.



Важную роль в координации действий боевиков на юге Сирии играет, как считается, специальный центр на территории Иордании. Под предлогом того, что поддержка оказывается «умеренной оппозиции», через этот центр указания формированиям боевиков передают американские и израильские специалисты.

Что касается исламистов, то в трех южных провинциях они либо относят себя к сторонникам «Исламского государства», либо соглашаются быть «умеренной оппозицией». К первым относится т. н. «Бригада Ярмука» и другие группы поменьше, присягнувшие «ИГ» по мере его продвижения на юг. Именно они создают угрозу правительственным силам в районе г. Дераа, а также противостоят сирийской армии и местному ополчению в провинции Сувейда.



Действующие от Дераа в сторону Эль-Кунейтры местные отряды не придерживаются однозначной ориентации, предпочитая получать поддержку от того, кто здесь сильнее. А это на сегодняшний день Израиль.



То, что не только те, кто именуется «ССА», но и боевики «ИГ» на территории Израиля получают оружие, деньги, проходят лечение и даже подготовку, практически не скрывается. Криминальные авторитеты и бывшие офицеры, вставшие во главе местных боевиков, получают недвижимость по ту сторону израильской границы. Считается, что это должно, вопреки распространенной среди местного населения ориентации на Дамаск, мотивировать полевых командиров сохранять лояльность израильским «партнёрам».



Но возникает вопрос, что же может быть дальше.



Ясно, что в качестве самостоятельной силы, при всей поддержке из-за рубежа, искусственно существующая в районе Голанских высот «Сирийская свободная армия» способна лишь до поры оборонять Эль-Кунейтру. Превратить её в формирование, способное наступать, может только массовая мобилизация, в том числе приток арабских рекрутов с территории Израиля.



А также объединение усилий с другими сепаратистскими группировками для последующего совместного раздела Сирии под контролем Запада и Израиля. Последний вариант был бы возможен, если бы не приход в Сирию России и её ВС. Российская воздушная операция против террористов уже побудила сирийские группировки и их зарубежных спонсоров избавляться от связей с «Аль-Каидой» и «ИГИЛ».



Поэтому задачей «Сирийской свободной армии» в районе Голан может быть разве что сдерживание сирийских войск до неопределенного момента. Иное дело исламисты.



Израильское руководство на самом деле оказалось в сложной ситуации. Правительство Асада оно не воспринимает как возможного союзника по указанным выше причинам. Расчленение Сирии совместными усилиями «Аль-Каиды» и сепаратистов после вмешательства России становится все менее реальным вариантом развития событий. В результате обостряется угроза израильским границам со стороны «Исламского государства».



В самом Израиле общество всерьез эту угрозу не воспринимает. Убаюканные рассказами о могучей системе обороны границ «Железный купол», израильтяне обсуждают акцент в иврите члена «ИГИЛ», обратившегося к ним на израильский новый год с предупреждением о том, что скоро «Исламское государство» нагрянет на Землю обетованную.



Переоценивая оборонительные возможности своего государства, израильский обыватель недооценивает потенциал «ИГИЛ». Особенно если в реализации этого потенциала против Израиля окажутся заинтересованы те, кто сегодня совместно с ним пытается уничтожить государственность Сирии.



Приход России многое изменил. Возможно, вскоре кто-то решит, что компенсировать несостоявшиеся барыши от контроля газопровода в Европу по сирийской территории может контроль над газопроводом по территории израильской. Не зря ведь ЕС, в конце концов, признал Палестину. Да и потоки беженцев с Ближнего Востока в Европе впредь хотели бы перенаправить.



А что может быть лучше для развала израильского государства, чем хаос от вторжения варваров XXI века? Как раз через Голанские высоты…



Израильские политики понимают эту перспективу лучше, чем обычные граждане. Ответственный за связи с «сирийской оппозицией» бывший правительственный чиновник Менди Сафади пытался развивать контакты с «ИГИЛ» с момента его появления. ИГИЛовцев пытались «купить» поставками оружия и схемами наживы на захваченных ресурсах.



Там, где это было им выгодно, террористы на такое «сотрудничество» шли. Но на перспективы спасения государства Израиль от возможного нашествия это никак не сказалось. Как только Менди Сафади попытался использовать имеющиеся контакты для того, чтобы вызволить из плена иорданского пилота Касеасбеха, выяснилось, что «ИГ» сами себе не уме. Иорданец был заживо сожжен.



Сафади по происхождению друз. Это этноконфессиональное меньшинство живет в горных районах на границе Израиля и Сирии.



Ориентируясь на сепаратизм друзских элит в обмен на покровительство Израиля, Сафади с самого начала сирийской драмы пытался «держать руку на пульсе» и курировал политическую сторону отношений израильского руководства с «сирийской оппозицией». Теперь же стало очевидно, что сирийская армия друзам, да и самому Израилю скорее союзник.



Угроза со стороны исламистов носит гораздо более радикальный характер. На захваченных территориях друзских старейшин казнят, а остальным представителям общины предлагают только один выбор — принять «ислам», в его радикально-салафитской интерпретации.



Что может ждать жителей Израиля, догадаться несложно. Натиск антитеррористической коалиции может не оставить ИГИЛ иного выбора, кроме как пойти на юг. И даже если первой или одновременной целью будут монархии Аравийского полуострова, контроль над этой территорией для верхушки «Исламского государства» и его союзников не будет иметь особого значения без удара на Израиль.

Абу Ибрагим, сирийский военно-политический эксперт, специально для "Русской Весны".



Перевод с арабского.




(1) Хоран или Хауран — историческое наименование региона Сувейды и Дераа.



«ИГИЛ»* — деятельность этой организации на территории Российской Федерации официально запрещена



Просмотров: 393; Комментариев: 0; Дата публикации: 17-04-2018, 14:38

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями: Не согласны или есть что добавить? - Напишите свой комментарий!