» » «Сирия для чайников»: в чем отличие ИГИЛ и «Джабгат ан-Нусры»? — разъяснение местного жителя специально для «Русской Весны»

«Сирия для чайников»: в чем отличие ИГИЛ и «Джабгат ан-Нусры»? — разъяснение местного жителя специально для «Русской Весны»

«Сирия для чайников»: в чем отличие ИГИЛ и «Джабгат ан-Нусры»? — разъяснение местного жителя специально для «Русской Весны»


Каким он может быть, «переходный период» для Сирии?



Об этом говорят политики, пишут СМИ, судачат блогеры.



На сирийской земле тем временем рвутся снаряды, ракеты и бомбы, горят танки, идут в атаку солдаты, гибнут мирные люди. Ни армия, ни боевики, ни население пока не видят признаков конца войны.



Но, как ни странно, лидеры террористов конец своей недолгой власти на сирийских землях, похоже, уже увидели. И у них уже начался свой «переходный период».



Понятно, что признаки военного вмешательства России в борьбу с терроризмом в Сирии появились еще до начала воздушных ударов по хариджитам [1]. Это стало поводом для активизации объединения различных группировок. Например, ряд формирований, включающих в свой состав большое количество выходцев с Кавказа и Средней Азии, в районах провинций Идлиб, Хама и Алеппо объявил о своем вхождении в «Фронт победы» — «Джабгат ан-Нусра»*, в которой заправляют представители «Аль-Каиды»*.



Однако это «вхождение» носит скорее формальный характер. На самом деле уже около полутора лет территории, захваченные боевиками в Сирии, вполне оправданно делят на «зеленые» и «черные». Символ «зеленых» — «Джабгат ан-Нусра». «Черные» — это «Исламское государство»*.



«ИГ» отличается бОльшим единством «административного управления». Зато «Джабгат ан-Нусра» представляет собой в первую очередь оперативное объединение, основная задача которого — обеспечивать взаимодействие боевиков в условиях военных действий. Использовать эту квазиструктуру для установления собственных порядков, по аналогии с «Исламским государством», «Аль-Каиде» и ее спонсорам оказалось довольно проблематично — слишком разношерстный состав она объединяет.



Залог боевой эффективности «Джабгат ан-Нусры» — это военспецы из Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и других стран. А также полевые командиры из числа международного ваххабитского интернационала, с хорошей подготовкой и боевым опытом. Основная масса боевиков — местные бандгруппы, формирования типа ополчения и приезжие молодцы, как из других районов Сирии и лагерей палестинских беженцев, так и из-за рубежа. Что касается «комиссаров» по идеологии, то это представители ваххабизма-салафизма из стран Аравийского полуострова, Магриба, Египта, Палестины и их ученики из Сирии, Ирака, стран Средней Азии, Кавказа и Европы.



Местные формирования (провинции Идлиб, Халеб, северные части провинций Хама и Хомс) обычно привязаны к «родной» местности и идеалы хариджитов разделяют постольку, поскольку. По сути они признают право более сильного и богатого кулака либо выполняют указания из-за турецкой границы. Интерес Турции в Северной Сирии очевиден, но также ясно и то, что заправлять «Аль-Каиде» среди местных суннитов турки могут позволить лишь до определенного момента, пока не будут готовы иные варианты.



Основной источник финансирования военного крыла «Аль-Каиды» в Сирии — это салафитские структуры и фонды, в первую очередь, с Аравийского полуострова. Поражение проекта «Сирийская свободная армия» в 2012 году и появление угрозы со стороны «черного» «Исламского государства» в 2013, привели к тому, что поддерживаемые из Турции и за счет местных ресурсов формирования суннитов Северной и Центральной Сирии признали оперативное командование «Джебгат ан-Нусры» и весной-летом 2014 года захватили значительные территории.



Лидер террористической коалиции, Абу Мухаммад аль-Джулани, звал и к большему — к захвату приморских земель провинции Латакия, выходу к морю, чистки всех инаковерующих и контролю над стратегическим для торговли и энергопотоков пунктом сирийского побережья. Но у местных группировок и их турецких кураторов желания воевать против отчаянно оборонявшихся сирийских войск и ополчения за чужую для себя землю не было. Сил же ваххабитского интернационала не хватило. Прорваться в Латакию в прошлом году боевикам не удалось. Не состоялся и захват Дамаска. В результате «Аль-Каида» и ее спонсоры остались в Сирии без сколько-нибудь жирного куша. Даже контрабанду им оседлать не удалось.



На западе нефтегазовые месторождения и транзитные пути нефтепроводов захватило «Исламское государство». Лишенные ресурсов вожди «Джебгат ан-Нусры» вступили с «ИГ» в войну, наградив друг друга эпитетами «вероотступников».



Сыграли свою роль в их вражде и другие факторы.



«Джебгат ан-Нусра», как и «Аль-Каида» — проекты радикального саудовского духовенства, тех самых идеологов международного ваххабизма. Двести лет назад они предоставили племенным вождям засушливого Неджда свою трактовку ислама. Вместе с британскими «инвестициями», это позволило Саудам стать королями Аравии, пройдя к власти по трупам убитых ими мусульман. Взамен ваххабитское духовенство получило статус «столпов государства» в Саудовской Аравии, но при этом лишено допуска к нефтяным богатствам.



В годы «холодной войны» потенциал сектантского ваххабитского вероучения оценили западные спецслужбы, используя его для передела мусульманского мира и борьбы с СССР. Салафиты-ваххабиты получили возможность создать международную сеть зомбирования и обрели сотни тысяч последователей по всему миру, причем штаб-квартиры находятся даже не в Аравии, а на Британских островах, в США и в континентальной Европе.



Но по-прежнему салафитам не хватает собственных ресурсов. Так как правящая в Аравии племенная аристократия делиться с ними не хочет, пусть и вынуждена терпеть их, в благодарность за власть, которой им обязана.



Прямое вторжение западных покровителей на Ближний Восток дало салафитам из «Аль-Каиды» шанс. Хотя ваххабитов воспринимают как борцов с «крестоносцами Запада», борются они по большей части с врагами Запада.



В Ираке «Аль-Каида» начинала с войны против шиитов, устраивая акции против американцев больше ради пиара в суннитской среде. Задача салафитских структур в Ираке была довольно очевидна: очистить от шиитов выходы к морю и пути транзита товаров и энергоносителей от Персидского залива к Средиземному морю и Малой Азии. Когда в этих целях потребовалась серьезная военная сила, на свет появилось «Исламское государство».



Его опорой стала суннитская военная аристократия Междуречья, бывшие генералы и офицеры иракской армии. Именно им обязано «ИГ» своими боевыми успехами.



Политическая ситуация вынудила этих людей и прочие отряды мириться с таким лидером как Абу Бакр аль-Багдади ас-Самарраи, который представляет собой агента западных спецслужб и идеолога радикализма в одном лице. За этим человеком стояли также суннитские купцы и муллы из иракских городов и их партнеры в Сирии и Турции. Их переход в стан «головорезов» был связан с поражением проекта «арабская весна» в исполнении другой покровительствуемой Западом структуры — «Братьев-мусульман». Ни в одной стране удержаться у власти им не удалось и поддержки переделу ближневосточной «собственности» они сейчас оказать практически не могут.



В итоге транзитный путь через Междуречье в Турцию был взят под контроль «ИГ», наладившим контрабанду нефти. Но связь с салафитами обернулась «террористическим Голливудом» и попытками ваххабитского интернационала замазать иракских и сирийских суннитов в крови массовых казней. При этом проект салафитского «исламского государства» оказался как антисаудовским, так и направленным против «Джебгат ан-Нусры».



Против Саудов идеологи «ИГ» настроены потому, что хотят отнять у арабских шейхов их нефть. А с «Джебхат ан-Нусрой» они не сошлись из-за различий в интересах между «Аль-Каидой» и её отколовшимися секциями на фоне противоречий между разными кругами западных покровителей мусульманского экстремизма. Впрочем, столкновения между «черными» и «зелеными» нередко можно интерпретировать как противостояние местных боевиков с приезжими радикалами.



Надо заметить, что рядовой состав многочисленных последователей салафизма со всего света между «Джебгат ан-Нусрой» и «Исламским государством» особо не различается. Это пушечное мясо может быть использовано повсеместно. И, как сказал курирующий «Джебгат ан-Нусру» по идеологическим вопросам салафитский шейх аль-Мухайсини, «салафитов ждет новая эпоха».



Такими туманными заявлениями он стремится замаскировать грядущий исход ставленников «Аль-Каиды» и международной салафии из Сирии и Ирака. Аналогичные цели преследует и военный лидер «Джебгат ан-Нусры» Абу Мухаммад аль-Джулани, когда заявляет, что устроит России и всей антитеррористической коалиции «войну на истощение».



На фоне воинствующих заявлений, руководство «Джебгат ан-Нусры» ищет пути самоспасения с сирийской земли. Все более очевиден конфликт между местными группировками типа «Ахрар аш-Шам», опирающимися на поддержку с территории Турции, и боевиками «Аль-Каиды». Дело дошло уже до вооруженных столкновений, в Идлибе, Хаме и Алеппо. По сути, начался прямой отстрел вожаков арабского крыла «Джебгат ан-Нусры» местными кадрами (хотя возможно что и с участием иностранных специалистов). Салафитское духовенство аравийских стран цепляется за войну в Сирии, ожидая, что благодаря «йеменской ловушке», власть в монархиях Персидского залива может упасть ей в руки. Либо опасаясь, что племенная аристократия наконец решится избавиться от ваххабитских наставников.



Чтобы выжить, представители салафитов в «Джебхат ан-Нусре» стягивают к себе свои отряды и просеивают кадры. На боевиков с Кавказа и из Средней Азии у них особые надежды — ведь в этих регионах они могут найти себе новые места для приложения усилий. Но эту паству требуется просеивать: нужно избавляться, к примеру, от турецкой агентуры. Этими опасениями объясняется, в частности, отстранение Салахуддина аш-Шишани и Абдулькерима Крымского от командования в группировке «Джейш уль-Мухаджирин уа ль-Ансар». Зато узбек Абу Убайда аль-Мадани удостоен чести именоваться учеником аль-Мухайсини.



Возможно, что заблаговременное исчезновение медийно широко известного чеченца Муслима Абу Омара аш-Шишани (Батирашвили) также связано как с предвидением грядущих проблем, так и с неопределенностью того, чья же крыша ему важнее.



Интересно, что и в «Исламском государстве» имеют место похожие процессы.



«Халиф» Абу Бакр аль-Багдади исчез после того, как якобы был ранен во время налета иракской авиации на кортеж лидеров «ИГ» в провинции Анбар. Главарям радикальных боевиков повезло гораздо меньше — практически все они были уничтожены.



Приход России в Сирию многое изменил.



Абу Ибрагим, сирийский военно-политический эксперт, специально для «Русской Весны».



Перевод с арабского.




[1] Хариджиты или хаваридж — принятое среди мусульман обозначение воинствующих фанатиков-сектантов, выходящих из религии за счет своих радикальных воззрений и террористического образа действий.



* Запрещенные в РФ террористические группировки



Просмотров: 163; Комментариев: 0; Дата публикации: 10-10-2017, 13:44

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями: Не согласны или есть что добавить? - Напишите свой комментарий!