» » Российская наука и образование – кризис или смерть?

Российская наука и образование – кризис или смерть?

Санкт-Петербург-Киев, Декабрь 29 (Новый Регион, Олег Шро) – Появилась информация о массовом сокращении сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), российского вуза с защищенной статьей финансирования из федерального бюджета и особым статусом. Вторым таким учебным заведением является МГУ. В качестве основной причины называют переход университета на грантовую систему финансирования научных работ, в результате чего под сокращение штатов попадают ученые, проекты которых не имеют грантовой поддержки, сообщает издание «nr2.com.ua».

На самом деле этот факт вызывает противоречивые эмоции с одной стороны, а с другой – учитывая общее состояние сферы науки и образования, – все очень закономерно и даже можно сказать – правильно...

Давайте попробуем разобраться и начнем с разбора мифологического наследия советского периода. Одним из первых пунктов следует назвать миф о «самом лучшем в мире образование». Так ли это на самом деле?


Если разбираться детально и без эмоций – далеко не так!

Во-первых, в основе этого мифа лежит особенность математической культуры, формировавшейся в системе обучения, при этом основной упор сделан на линейную алгебру и функциональный анализ. Все это позволяло развить абстрактность мышления. Однако, при этом область дискретной математики – уже была уделом избранных, вызывая непонимание при рассмотрении вопросов. Так как математика является одним из основных инструментов моделирования в естественно-научной и технической среде, отсюда и высокий уровень соответствующих разделов: физики, химии, биологии и инженерных знаний. Правда, все не так просто, высокий уровень подготовки не свидетельствует о прорывности самих отраслей.




«Отсталость», и это второй пункт – объясняется слабой методологической подготовкой будущих специалистов. Выражалось это в том, что, как правило, выпускники вузов были знакомы с конкретными моделями, но при этом общая методологическая подготовка – оставляла желать лучшего. Вообще это одно из самых слабых звеньев советской и постсоветской системы образования – практически полное отсутствие рассмотрения вопросов методологии. Что такое методология? Методология – это фактически философия научного решения проблем, она позволяет определять и выбирать методы для решений, а уже исходя из методов, брать те или иные конкретные модели, в рамках которых ищется решение. Советская система во многом была заточена на освоение именно конкретных методов и «набивание руки» при решении конкретных модельных задач, в рамках этих методов.

Третье, и это на самом деле самое важное, что, как правило, ускользает из рассмотрения – советская система образования – это конвейер встроенный в общую экономическую и общественно-политическую систему. Фактически на входе в эту систему мы имеем «заготовки», детей младшего школьного возраста, а на выходе получаем три типа «изделий»: «массового специалиста», т. е. работников среднего звена; «специалистов высокой квалификации» – выпускники вузов, как правило, инженерно-технических специальностей; и, наконец, «элитарный уровень» – т. е. это самый оторванный от реалий уровень подготовки. Уже в советские времена «элитарный уровень» характеризуется параллельностью к действительности.

Научное и инженерное знание развивались, но на практике, из-за технологической отсталости – были мало востребованы. Это формировало отрыв научно-инженерных знаний от реальных производственных возможностей.

Так вот, после развала Советского Союза именно среднее звено оказалось совсем не удел, именно «массовый специалист». Объясняется это во многом не конкурентоспособностью постсоветской экономики, за исключением единичных случаев. С другой стороны, за счет неплохой инженерно-технической подготовки, опыта и умения работать руками – среднее звено быстро переквалифицировалось. Но вот сама система подготовки специалистов среднего звена стремительно деградировала, так как лишилась основной своей базы – производства, на которое она была изначально ориентирована.

Да, предваряя гневные возгласы о том, что есть масса рабочих специальностей которые некем закрыть – да это есть, но, как правило это либо низкооплачиваемый труд; либо те отрасли, которые вдруг стали востребованы, а специалистов для них готовить уже некому. Поэтому среднее звено сохранилось, как промежуточная ступень, между школой и вузом. Основная тяжесть легла, как раз, на систему высшего образования.



Прежде всего, объясняется это формированием определенного уровня культуры поведения и некоторых специфических знаний, которые становятся востребованы в изменившихся технологических условиях. Поэтому сейчас некоторые производственные отрасли требуют более глубоких инженерных знаний. Простой пример – на автоматизированном производстве для работы с программируемым станком требуется понимание технологического процесса, навыков программирования и развитой логики. Всего этого подготовка среднего звена в советском образование – не давала, она формировала исполнителя, хотя и неплохо технически подкованного.

Особый момент – это деградация системы высшего образования. Она произошла по совокупности причин, но первой стоит – отсутствие прямой востребованности специалистов, по той же самой причине, что и специалистов среднего звена.

Вторая причина – это формализация системы образования, где конечным продуктом являются не знания, и даже не развитый кругозор, а именно заветная «корочка». В результате получаем явление, которое можно охарактеризовать, как «триумф посредственности». Заключается это в том, что специалист достаточно низкой квалификации в данной отрасли, что называется высиживает свое место, нередко это приводит и к карьерному росту.

Дело в том, что специалист более высокой квалификации, получив знания и опыт, может уйти на более привлекательную работу, а вот исполнительный, но недостаточно квалифицированный работник остается. В результате он за счет своего опыта продвигается по карьерной лестнице.

Одним из основных показателей этого явления является то, что почти за четверть века, после развала СССР, постсоветское пространство, за очень редким исключением, не родило ни одной новой прорывной технологии, и, одновременно с этим, начинает терять свое значение, из-за «наступающих на пятки», китайцев и индусов, лихо осваивающих высокотехнологические отрасли, переходя от репликации изделий к их прямой разработке, между прочим за те же самые четверть века.



Если мы рассмотрим сферу гуманитарного знания, а именно она, по большому счету, является источником общественных, экономических и политических идей, то все превосходство советской системы образования вообще сходит на нет. Ну, может быть за исключением методик обучения языкам, и то это большой вопрос, при отсутствии реальной практики в советских условиях. Все остальное демонстрировало и демонстрирует колоссальную пропасть разрыва, именно на элитарном уровне.

Да, тут конечно ситуация сложнее, есть скажем так отдельные островки – но в целом, это отрасль знаний в глубочайшем кризисе и не отвечает реалиям. Одним из показателей этого явления можно считать импакт-фактор научных изданий и индекс цитируемых авторов. И вот тут если сопоставить принятый на постсоветском пространстве критерий «число публикаций» с «индексом цитируемости», все становится понятным. Если число публикаций устойчиво высокое, то качество этих публикаций и их индекс цитируемости, мягко скажем, оставляет желать лучшего. В принципе и не в гуманитарной сфере ситуация тоже с каждым годом ухудшается, по этим же показателям, однако картина, пока еще, не столь печальная.

Однако именно в гуманитарной сфере разразился недавно скандал, когда Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) опубликовал на своей странице список журналов, публикации в которых являются приоритетными для гуманитарного научного фонда при экспертной оценке работ. Из 12 журналов списка – четыре вообще не существуют в природе: «Антропология и археология», «Российская лингвистика», «Российские исследования по философии» и «Российские исследования по литературе». Однако этот список утверждает не только наличие этих журналов, но включение его в базы данных Web of Science и Scopus, международных агентств составляющих рейтинг научных журналов по импакт-фактору и индексу цитируемости авторов. О чем тут еще говорить? Как говорится – No comments...

В этом ключе – все, что, наконец, докатилось до МГУ и СПбГУ, всего лишь веяния времени. Региональные вузы этот процесс переживают с середины 2000-х, когда российские власти взялись за процесс «наведения порядка в сфере образования». Как говорится, «я молчал, а когда пришли за мной – уже некому было за меня заступиться».



На уровне регионов этот процесс проходил еще более катастрофично. В региональных вузах с одной стороны мало именно научно-исследовательских подразделений, а, следовательно, и мало научных позиций в штате, основной упор сделан на образовательный процесс; с другой стороны – региональные вузы в научном плане, как правило, сильно привязаны к научным институтам федеральных центров или местным структурам и подразделениям РАН и иных российских ведомств.

Все это приводит к необходимости, с одной стороны, обеспечивать возрастающую учебно-педагогическую нагрузку, с фактическим снижением дохода, а с другой –  выполнять научные работы, обеспечивая получение грантов под их проведение, причем, упор делается именно на внешние гранты РФФИ, РГНФ и других общероссийских научных фондов. Получение же грантов от международных научных фондов, в нынешних условиях – занятие прямо скажем – рискованное, сопряженное, без шуток, с государственной изменой...

Раз речь зашла о фондах финансирования науки, отдельный вопрос – экспертная оценка представленных работ. По сути дела, это схема распила выделяемых из фондов средств «между своими». Добавим к этому, что до половины грантовых денег, как правило, изымает сам вуз, на счета которого гранты перечисляются. Остальные средства распределяется по нескольким статьям финансирования: зарплата, закупка оборудования, командировочные расходы, оплата выполнение внешних работ и т. д.

Перевод средств из одной статьи в другую не всегда возможен. Сейчас в региональных вузах все это вылилось в то, что необходимо выполнять прилично выросшую, практически на 20%, за последние угоды учебную нагрузку, и при этом серьезно заниматься научной деятельностью, с обязательным привлечением внешних средств, иначе они будут высчитаны из годовой зарплаты.

Так что можно сказать преподавателям, научным сотрудникам и аспирантам СПбГУ – добро пожаловать в Россию!



Просмотров: 525; Комментариев: 0; Дата публикации: 11-07-2017, 07:51

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями: Не согласны или есть что добавить? - Напишите свой комментарий!

Возможно заинтересует:

Нельзя замалчивать ни Хиросиму, ни Украину

Москва-Киев, Декабрь 27 (Новый Регион, Константин Зельфанов) – «Председатель

В Украине производители молочки смогут обманывать украинцев еще пять лет

Киев, Декабрь 27 (Новый Регион, Дмитрий Булава) – Правительство Украины планирует продлить

Инвесторы потребовали от «Киевгорстроя» сдать «просроченный» дом (ФОТО, ВИД ...

Киев, Декабрь 27 (Новый Регион, Дмитрий Булава) – Сегодня возле офиса компании

Нардепы возмущены подготовкой заседания Верховной Рады в субботу

Киев, Декабрь 26 (Новый Регион, Анна Сергеева) – Верховная Рада может собраться на пленарное

В Украине предлагают отпускать на волю осужденных на пожизненное заключение ...

Киев, Декабрь 26 (Новый Регион, Анна Сергеева) – Комитет Верховной Рады по вопросам

Мнение: В Украине спасают банки за счет убийства среднего класса

Киев, Декабрь 26 (Новый Регион, Константин Зельфанов) – «Все в курсе, в каком